
Сейчас, когда информация распространяется мгновенно, репутация становится одним из самых ценных активов — как для компаний, так и для публичных персон. Однако не все методы борьбы за внимание аудитории честны и этичны. Чёрный пиар активно используется в бизнесе и политике, позволяя конкурентам, недоброжелателям или просто заинтересованным лицам формировать негативный образ жертвы в глазах общественности.
В этой статье кратко разберём, как работает чёрный пиар, какие приёмы используют противники и как можно противостоять таким атакам.
Что такое чёрный PR
Когда кто-то целенаправленно пишет гадости про бренд или человека с целью опорочить их репутацию и активно распространяет это в массы, в том числе и в сеть — это и есть тот самый чёрный пиар. Писать с негативной окраской могут о чём угодно — соответственно, кампания чёрного пиара как метод конкурентной борьбы может распространяться и на какую-либо компанию, и на персону.
Цель чёрного пиара — максимально ухудшить репутацию конкурента, оппонента или просто человека или компанию, которые не нравятся. Применяют его как в бизнесе, так и в политике. Грамотно построенная кампания, работающая в этом направлении, может легко сформировать негативный образ объекта, на который направлен чёрный пиар, в глазах других людей.
В качестве инфоповодов во время кампании чёрного пиара могут выступать и реальные просчёты или оплошности, преувеличенные факты, так и вымышленные истории (в последнем случае мы говорим о тех самых «газетных утках»). Активно распространяются фейки, устраиваются скандалы, плетутся интриги.
Главные характеристики чёрного пиара — очень большое количество негативной информации, появляющейся в инфополе и касающейся жертвы, а также значительная сложность в определении заказчика этой кампании, то есть первоисточника негативной информации. Правда, иногда заказчик может и открыто развязать информационную войну, но чаще всё-таки действует анонимно, пытаясь потопить оппонента, не потеряв при этом своего лица.
Говоря о чёрном пиаре, нельзя не вспомнить и о чёрном самопиаре — когда человек или бренд специально распространяет негативную информацию о себе. Это одна из попыток шумно привлечь внимание аудитории, но очень рискованная и часто имеет непредсказуемые результаты.
Методы чёрного пиара: кратко
Какие же методы чёрного пиара существуют? Что могут применить против вас конкуренты, чтобы испортить вашу репутацию? Это довольно обширная тема, да и людям с фантазией не составит труда придумать новые способы уничижения личности, однако кое-какие общие, основные методы выделить можно. Перечислим их (с примерами, чтобы было понятно).
- Распространение фейковых новостей и компромата. Например, про руководителя крупной компании активно распространяется ложная информация в СМИ: будто бы он повёл себя неэтично на каком-нибудь экономическом форуме или же имеет серьёзные финансовые проблемы из-за разгульной жизни. Сюда же относится, например, публикация сфабрикованных документов о банкротстве компании или слив будто бы «личной» переписки руководителя.
- Искажение данных, преувеличение. Злоумышленники могут попытаться представить человека в неприятном свете, используя в качестве основы какой-то реальный факт его жизни: например, в красках распишут его скандал с общественностью и запустят эту информацию в сеть, хотя на деле скандала не было — был конфликт с соседкой по поводу неправильной парковки автомобиля.
- Заказные отзывы. Этим приёмом часто пользуются конкуренты, которые не желают сами развиваться, но хотят прикрыть «лавочку» своего успешного оппонента. Например, магазин цветов, расположенный на одной улице с другим таким же магазином, разместит партию негативных отзывов в карточке компании конкурента в Яндекс.Картах.
- Демонизация через ассоциации. Это попытка связать бизнес или персону с чем-то негативным: тогда пользователи, даже не зная ничего про них ранее, уже будут думать об упомянутой организации, человеке плохо, просто случайно прочитав новость с намёками на что-то нехорошее: например, на участие в коррупционных схемах.
- Провокации. Человека или представителя компании могут провоцировать на скандалы. А результаты провокации в дальнейшем используют для создания дискредитирующих материалов.
Современные инструменты чёрного пиара и признаки чёрной пиар-кампании
На самом деле инструменты чёрного пиара и классического мало чем отличаются. Отличается именно подача материала и сам материал. Итак, какие методы обычно используются в кампаниях по чёрному пиару?
- Заказные публикации в СМИ: интервью, видеоролики, новости и т.д. Как правило, публикации сначала появляются в небольших СМИ, но если они серьёзно «завирусятся», есть риск, что на них обратят внимание и титаны журналистики.
- Пользовательский контент: отзывы и посты у обычных людей. Негативная информация активно распространяются через репосты, сарафанное радио — люди любят скандалы и копаться в чужом белье.
- Публикации у блогеров: подписчиков много, есть риск, что действительно, например, сторис о некачественном продукте, которую разместила некая дама с миллионной аудиторией, разлетится по сети со скоростью света. Подписчики склонны доверять своим кумирам и могут не проверить правильно поданную инфлюенсером информацию, а просто поверить наслово.
Таким образом, чтобы понять, что против вас запущена кампания по чёрному пиару, достаточно мониторить инфополе и сразу обращать внимание на появление большого числа негативных публикаций в СМИ, отрицательных отзывов, упоминаний у блогеров и т.д. Сейчас, к сожалению, порой достаточно всего пары направленных точно в цель постов или статей, чтобы испортить репутацию человека или компании очень значительно.
Методы защиты от чёрного пиара
Как же защищаться от чёрного пиара? Есть два подхода, которые включают в себя ряд способов — реактивный и превентивный.
Превентивный — это забота о своей репутации уже сейчас, не дожидаясь, когда (и если) против вас будет развернута кампания чёрного пиара. Проще говоря — это профилактика. То есть компания или человек начинает выстраивать доверительные отношения с аудиторией, клиентами даже когда её репутации ничего не угрожает. Благодаря этому формируется доверие к бренду, персоне, и в случае негативной информационной атаки справиться с последствиями будет проще.
Превентивный подход включает:
- регулярный мониторинг репутации на предмет появления негатива;
- заполнение инфополя нужной информацией в положительном ключе: ведение блогов, наполнение сайта, регулярные публикации с положительной окраской в СМИ и т.д.;
- работа с отзывами — контроль публикаций пользователей и своевременная отработка негатива;
- реакция на жалобы клиентов — очень важно в итоге решить проблему человека и отладить собственные процессы внутри компании, чтобы ситуация больше не повторялась;
- участие в общественных инициативах — люди такое любят и будут помнить всё то хорошее, что вы для них сделали;
- подготовка грамотного антикризисного плана — пусть будет, вдруг пригодится.
Реактивный подход — это непосредственно работа в тот момент, когда против компании или человека уже идёт организованная чёрная пиар-кампания. Здесь можно использовать следующие методы:
- контратака — организация чёрной пиар-компании в ответ;
- создание положительных инфоповодов и оперативная публикация новостей о них;
- привлечение к ответственности: ответственность за репутационный урон есть, причём как административная, так и уголовная;
- признание ошибок, если они есть, и поиск и предложение путей решения проблемы — главное, не отмалчиваться;
- SEO-продвижение позитивного контента — вытеснение негатива из топов поисковиков;
- борьба с фейками — жалобы на ложные отзывы администраторам площадок, где они размещены.
Подробнее рассказываем, как бизнесу справиться с чёрным пиаром и какие инструменты можно взять на вооружение, в нашей статье на ТЖ: Как бороться с черным пиаром: инструменты и стратегии
Важно понимать, что при грамотном подходе к ситуации чёрный PR не будет являться катастрофой для компании. Да, он причиняет ряд неудобств, но с ним вполне можно справиться. Главное — отреагировать своевременно и отнестись к нему серьёзно. Если же самостоятельно не получается справиться с развёрнутой против вас чёрной пиар-кампанией, то на помощь можно привлечь специалистов — например, агентства по защите репутации. Они сформируют стратегию и предложат варианты оперативного решения проблемы.